публикация №1400686351, версия для печати

КОНТРПРОПАГАНДИСТСКИЕ ДЕЙСТВИЯ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ ПО ВНЕДРЕНИЮ В ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО РУССКОЙ ЭМИГРАЦИИ В 1920-е гг.


Дата публикации: 21 мая 2014
Автор: Н. М. Михалев
Публикатор: БЦБ LIBRARY.BY
Рубрика: ВОЕННОЕ ДЕЛО
Источник: (c) Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика, № 2, 2009, C. 144-151



Н. М. Михалев, аспирант кафедры истории отечественных СМИ факультета журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова

В 1920-е гг. одной из центральных задач большевиков была нейтрализация контрреволюционной активности русской эмиграции. Чтобы снизить накал антибольшевистской пропаганды и свести на нет публичную деятельность белоэмигрантов, советское руководство создало в их среде систему подконтрольных массмедиа. В нее вошли информационные и газетные бюро, а также печатные издания сменовеховского типа. Советофильские каналы информации в основной своей массе были инспирированы и финансировались большевиками. Тем не менее, благодаря работе советских спецслужб, СМИ не зависимых от большевиков эмигрантских организаций также становились проводником советской пропаганды.

Ключевые слова: советская пропаганда, советские СМИ, большевики, русская эмиграция, новая экономическая политика (нэп), "Смена вех", революция, Ленин.

In the 1920-th Bolsheviks faced one of the most complicated problems - counter-revolutionary activity of Russian emigrants. To neutralize antibolshevist propaganda and activity Soviet authority had made their own system of mass-media under control. It comprised as information and newspaper bureaus as print media of so called "smenavekh" type. Pro-Soviet channels of information had been inspired and financed by Bolsheviks. Also Soviet intelligence services had made a lot to turn independent emigrants' mass-media into bearer of pro-Soviet information.

Key words: soviet propaganda, soviet mass-media, bolsheviks, russian emigrants, new Economic Policy, 'smenavekh'(Change of landmarks), russian revolution, Lenin.

В 1920-е годы одной из центральных задач большевиков была нейтрализация контрреволюционной активности русской эмиграции. Чтобы снизить накал антибольшевистской пропаганды и свести на нет публичную деятельность белоэмигрантов, советское руководство создало в их среде систему подконтрольных массмедиа, в которую входили как собственные печатные органы, так и эмигрантские СМИ с внедренными агентами.

На первых порах деятельность пропагандистского аппарата РКП(б) в русском зарубежье контролировали несколько органов - Исполнительный Комитет Коммунистического Интернационала
стр. 144

(ИККИ) через собственный Отдел печати и Информации, Народный комиссариат иностранных дел (Отдел Информации НКИД), а также главный аппарат иностранной информации ИноРОСТА.

Организованный в июне 1920 г. Отдел Печати и Информации ИККИ за полгода своей деятельности наладил издание еженедельного обзора иностранной печати для информирования российских СМИ, политотделов и парторганизаций. Помимо этого ИККИ издавал еженедельный "бюллетень для заграницы", который содержал среди прочего обзоры советской прессы и статьи агитационного характера. При посредстве ИККИ также были организованы радиогазета и несколько издательств1.

Одним из каналов агитационной информации, поступавшей из Советской России за рубеж, должны были стать подпольные информационные бюро. О необходимости создания в Германии такого органа В. И. Ленин писал Г. Е. Зиновьеву 16 августа 1921 г. Организовать это предприятие Ленин предлагал при поддержке Коминтерна через подставную фирму: "...для него надо бы найти невинную кличку и легальный адрес, послать ему в 4 - 5 экземплярах все партийные издания, <найти> ответственных корреспондентов и сотрудников от каждой партии"2.

В сентябре 1922 г. Политбюро ЦК РКП(б) посчитало возможным заключить соглашение с германским телеграфным агентством Стиннеса "Телеграфен-Унион"3. Одним из просоветских информационных бюро в Германии было также Газетное Бюро Братьев Петерман4.

О характере пропагандистской работы большевиков за границей дает представление докладная записка сотрудника Агитационно-Пропагандистского Отдела (АПО) ИККИ Кетэ Поль, направленная секретарю ЦК ВКП(б) Н. М. Швернику в июне 1926 г. Для "изучения и централизации" негативной информации об СССР АПО ИККИ предлагает создать специальное бюро при Агитпропе ЦК ВКП(б), а основным каналом распространения контрагитационных статей и заметок сделать подконтрольный ИККИ Инпрекорр5. В конце 1920-х гг. сбором и предоставлением зарубежной печатной информации занимались также Иностранный Отдел ТАСС (ИноТАСС), Профинтерн и Международный аграрный институт6.

1 РГАСПИ. Ф. 5. Оп. 3. Д. 526.

2 РГАСПИ. Ф. 5. Оп. 3. Д. 704.

3 РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 3. Д. 313.

4 РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 85. Д. 436, 438, 440.

5 Еженедельный бюллетень "Интернационале прессе корреспондент" (Инпрекорр) и одноименное агентство печати ИККИ. В 1938 году Инпрекорр переименован в "World News and Views".

6 Постановление совещания редакторов центральных газет при АППО ЦК ВКП(б) по вопросу об иностранной информации в печати от 18.09.1929 г. // РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 85. Д. 444.

стр. 145

Помимо информационных агентств (информбюро и бюро печати), которые занимались распространением и внедрением агитационной информации в иностранные и эмигрантские СМИ, большевики создали в русском зарубежье целую сеть подконтрольных газет и журналов, которые были выделены в особый тип "сменовеховских изданий". Толчком к их созданию послужило распространение идей сменовеховства, которые декларировали лояльное отношение к советской власти, обусловленное надеждами на ее скорое перерождение.

Отечественная и зарубежная историография долгое время рассматривала сменовеховские СМИ как сочувствующие Советской России, но не зависимые от большевиков. К этой категории печати относили журналы "Смена вех" (Париж, 1921 - 1922), "Война и мир" (Берлин, 1922 - 1925), "На Родину" (Болгария), газеты "Новости жизни" (Харбин, 1918 - 1929), "Путь" (Гельсингфорс, 1921 - 1922), "Новый путь" (Рига, 1921 - 1922), "Накануне" (Берлин, 1922 - 1924), "Новая Россия" (София, 1922 - 1923), "Далекая окраина" (Харбин, 1922 - 1923) и альманах "Русская жизнь" (Харбин, 1922 - 1923)7. Однако архивные документы свидетельствуют о том, что большая часть этих изданий была инспирирована и финансировалась большевиками.

Издательскую деятельность большевиков за границей курировали помимо АПО ИККИ также Бюро Печати, Литиздат НКИД и торговые представительства РСФСР (с 1922 г. СССР).

Одним из первых просоветских печатных органов в русском зарубежье была газета "Новый мир", выходившая с 1921 г. в Берлине. Об аффилированности этого издания с большевиками свидетельствует протокол заседания Политбюро ЦК РКП(б) от 9 февраля 1922 г. Тогда большевистское руководство постановило "закрыть все издающиеся за границей представительствами РСФСР общеполитические ежедневные газеты, кроме издающегося в Берлине "Нового мира""8. Его издание планировалось прекратить с выходом другой берлинской газеты, которая потребует серьезного финансирования, - "Накануне".

Так, на этом же заседании Политбюро было принято решение "признать полезным издание (особенно во время Генуэзской конференции) небольшой ежедневной газеты группы "Смена вех" и поручить т. Крестинскому9 провести в дальнейшем замену "Нового мира" этой газетой"10. ЦК признал желательным также издание

7 См.: Струве Г. П. Русская литература в изгнании. Париж; М., 1996; Жирков Г. В. Между двух войн: Журналистика русского зарубежья. 1920 - 1940 годы: Учеб. пособие. СПб.: ИГУП, 1998.

8 РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 3. Д. 261.

9 С 1921 по 1930 г. занимал пост полпреда РСФСР (с 1922 г. - СССР) в Германии.

10 РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 3. Д. 261.

стр. 146

нового сборника "Смена вех" и переиздание за границей старого сборника. По предложению В. И. Ленина Политбюро утвердило будущего редактора "Накануне" Ю. В. Ключникова экспертом советской делегации на Генуэзской конференции.

8 марта 1922 г. Политбюро выделило на создаваемую газету 1 млн. германских марок и разрешило М. М. Литвинову продолжить "издание газеты "Новый путь" на хозяйственных началах". Эта ежедневная газета издавалась в Риге с 1921 по 1922 г. И. Э. Дрейфельдом11.

6 марта 1924 г. Политбюро постановило с 1 июля прекратить издание газеты "Накануне"12. В то же время ЦК признал необходимым существование "нашей заграничной газеты", обозначив ее тип как "коммунистическая, но без официальной партийности". 3 июня 1924 г. Политбюро принимает окончательное решение о закрытии газеты "Накануне" и о создании новой, но уже в Париже. Политбюро поручило "тт. Степанову и Крестинскому подготовить издание в Париже полуофициоза - не коммунистической газеты, но со строго обеспеченным советским характером"13. Такую эволюцию должен претерпеть тип сменовеховских изданий.

Ликвидация газеты "Накануне" не означала одновременного прекращения деятельности ее "подсобных" предприятий. Как сообщал член редколлегии и директор-распорядитель АО "Накануне" М. Садыкер, Политбюро 30 апреля 1923 г., издательский отдел АО "Накануне" взял на себя издание военно-технического ежемесячного журнала "Война и мир". Этот "вестник военной науки и техники", выходивший в Берлине и Фаланге с 1922 по 1925 г.14, был основан группой офицеров бывшего Генерального штаба, которые придерживались сменовеховской ориентации15. Появление в медийном активе большевиков журнала "Война и мир" давало возможность вести пропаганду среди военной белоэмиграции. Этот журнал был создан до возникновения в 1924 г. Русского Общевоинского Союза (РОВС) и его печатных органов. Тогда многие старшие офицеры и генералы белой армии выехали в Советскую Россию, примкнув к рядам "возвращенцев". Среди них был и редактор журнала "Война и мир" А. К. Кельчевский.

По мнению ряда исследователей, репатриация поддерживалась большевиками, главным образом, в целях разложения военных структур русского зарубежья, так как была тесно связана с вопросом

11 Сводный каталог периодических и продолжающихся изданий русского зарубежья в библиотеках Москвы (1917 - 1996 гг.). М., 1999.

12 РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 3. Д. 424.

13 Там же. Д. 441.

14 Сводный каталог периодических и продолжающихся изданий русского зарубежья в библиотеках Москвы (1917 - 1996 гг.). М., 1999.

15 См.: Волховский Н. Л. Военная журналистика / Журналистика русского зарубежья XIX-XX веков: Учеб. пособие. СПб., 2003. С. 247.

стр. 147

о продолжении вооруженной борьбы с Советами16. В 1920-е ге в русском зарубежье функционировал созданный при участии казаков Союз возвращения на Родину (СОВРОД), который эмигранты аффилировали с большевиками. Печатным органом этого Союза была газета "На Родину", выходившая в Софии в 1922 г. под редакцией А. Н. Казмина. В Париже с середины 1920-х гг. издавался орган общественных организаций граждан СССР во Франции "Наш Союз". Этот еженедельный общественно-политический и литературно-художественный журнал выходил с 1927 по 1937 г. под редакцией сменовеховца С. С. Лукьянова.

Для поддержания возвращенческих настроений советская власть проводила соответствующую сменовеховскую пропаганду также и среди казачества, которое было представлено в многочисленных крестьянских организациях типа Всероссийского крестьянского союза (ВКС). Одной из них был Общеказачий сельскохозяйственный союз (ОКСС), организованный весной 1921 г. эсером и бывшим зампредом войскового круга П. Р. Дудаковым. Печатным органом ОКСС была газета "Вестник земледельца", издававшаяся в 1922 г. в Софии под редакцией А. П. Булацель. 27 августа 1922 г лидеры Союза объявили о том, что он переименовывается в Общеказачий земледельческий союз (ОКЗС) и встает на советскую платформу.

Для налаживания просоветской агитации в казачьей среде большевики делали ставку на ОКЗС. Так, доклад ИНО ОГПУ от 1 июня 1922 г., посвященный казачьему вопросу в Болгарии, резюмировал: "Казачья масса в целом является в балканской эмиграции группой, наиболее близко подошедшей к решению вернуться на Родину". В примечании говорилось о том, что для усиления советского влияния на казаков необходимо начать издавать газету. "Желательно сменовеховское направление, которое необходимо строго выдерживать, не сбиваясь на тип газет "Вестник земледельца" и "На Родину""17. Тем не менее чекисты полагали, что "Вестник земледельца" "может в любой момент стать по желанию как "сменовеховским", так и другим, для этого нужны лишь деньги и амнистия, а на развитие некоторых нужных нам положений газета пойдет и сейчас"18.

В итоге новой газетой, которая продвигала идеи возвращенчества, стала "Новая Россия". В ее редколлегию входили один из руководителей ОКЗС А. М. Агеев, а также А. П. Булацель и С. Г. Фирин.

16 Куренышев А. А. Крестьянские организации русского зарубежья (1920 - 1951 гг.). М.: Аиро-XXI, 2008. С. 45.

17 Русская военная эмиграция 20 - 40-х годов: Документы и материалы. Т. 1. Кн. 2: На чужбине. М., 1998. С. 649.

18 Там же.

стр. 148

"Новая Россия", выходившая в Софии с 1922 по 1923 г., в первом номере от 29 октября 1922 г. сообщила, что берет на себя "обязательства перед подписчиками газет "На родину" и "Вестник земледельца", издание которых к тому времени прекратилось. Именно со страниц газеты А. М. Агеева прозвучал лозунг "Назад в Россию!", вызвавший в среде белоэмигрантов небывалое возмущение"19.

История практически всех инспирированных большевиками СМИ в русском зарубежье продолжалась в среднем около двух лет. За это время газета или журнал обретал ярко просоветский характер и терял свою популярность и влияние. Создание просоветских изданий в новых центрах эмиграции было продиктовано также политической целесообразностью. В середине 1920-х гг. перенос пропагандистской активности большевиков из Берлина в Париж был обусловлен острой необходимостью создать там лояльное общественной мнение. Все это время советская дипломатия тщетно пыталась договориться с французскими властями о признании СССР и последующем заключении политических и экономических договоров.

"Новый мир" и "Накануне" частично выполнили свою миссию в Берлине. Германия уже через несколько дней после открытия Генуэзской конференции подписала в итальянском курортном городке Рапалло отдельный договор с Советской Россией о полном восстановлении дипломатических отношений. Первый шаг был сделан. С Францией все обстояло намного хуже.

В период между ликвидацией берлинской "Накануне" и созданием новой просоветской газеты в Париже большевики сделали несколько публичных заявлений с негативной оценкой хода дипломатических переговоров с рядом стран, особенно с Францией. В конце декабря 1923 г. Политбюро одобрило текст готовящегося к публикации интервью Литвинова, в котором ЦК прежде всего желал "указать на то, что Франция должна последовать примеру Англии, с которой мы имеем договор, более или менее гарантирующий нам, несмотря на конфликты, торговые отношения"20.

6 июня 1924 г. Политбюро одобрило текст следующего интервью, теперь уже председателя СНК СССР А. И. Рыкова21. Это выступление стало сигналом для нового правительства Франции и пришедшего к власти Лиона Эррио. В этом интервью Политбюро опять обращает внимание на оказываемую Францией политическую и финансовую поддержку белоэмигрантам, а также на при-

19 Политическая история русской эмиграции. 1920 - 1940 гг.: Документы и материалы. М., 1999. С. 172.

20 РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 3. Д. 406.

21 Там же. Оп. 163. Д. 429.

стр. 149

частность старого правительства правого блока к фактам интервенции и подготовки к ней. Обвиняя Париж в неэффективности прошедших мирных конференций в Гааге и Генуе, большевики говорят о готовности строить взаимовыгодные отношения. В итоге советская власть добилась того, что возглавляемое Эррио Французская Республика уже в 1924 г. установила с СССР дипломатические отношения. Для форсирования переговоров по другим вопросам большевикам требовался собственный печатный орган во Франции. Им стала ежедневная газета "Парижский вестник", которая начала выходить в мае 1925 г.

По словам заместителя заведующего Отделом Печати ЦК РКП В. Соловьева и заведующего пресс-бюро ЦК РКП Ингулова, на протяжении 1924 г. к выходу готовилась "русская газета с советской ориентацией", которая "ставит себе основной задачей - нейтрализовать влияние белогвардейской эмиграции и бороться против клеветнической, лживой антисоветской агитации, - как в среде колеблющейся части эмигрантов, так и в иностранных влиятельных сферах"22.

Координацией работы московской и парижской редакций занимались пресс-бюро и Отдел Печати ЦК РКП(б). Судя по письму зав. Отделом Печати И. Варейкиса в НКИД от 2 июня 1925 г., большевики организовали в Париже полноценное газетное бюро, которое, помимо издания печатного органа, занималось также составлением обзоров иностранных газет. Так, И. Варейкис обращался в НКИД с просьбой "регулярно высылать по 5 экз. "Парижского вестника" и всех сводок из обзоров иностранных газет, составляемых редакцией "Вестника""23.

Для проведения в неподконтрольных эмигрантских СМИ просоветской идеологии большевики внедряли в структуру оппозиционных движений своих агентов. Таким образом ГПУ удалось добиться лояльности ряда лидеров евразийского движения (П. С. Арапов и П. Н. Малевский-Малевич24) и сделать его официальный печатный орган - газету "Евразия" (1928 - 1929) - апологетом коммунизма и советской власти. Именно так ее охарактеризовал один из идеологов евразийства П. Н. Савицкий25, покинувший редакцию газеты в знак протеста против проводимой информационной политики.

Из докладной записки помощника начальника КРО ОГПУ В. А. Стырне начальнику КРО ОГПУ А. Х. Артузову от 5 февраля

22 РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 86. Д. 186.

23 Там же. Д. 164.

24 Политическая история русской эмиграции. 1920 - 1940 гг.: Документы и материалы. М., 1999. С. 238.

25 См.: Савицкий П. Н. Газета "Евразия" не есть евразийский орган. 5/18 января 1929 г. // Алексеев Н. Н., Ильин В. Н., Савицкий П. Н. О газете "Евразия" (газета "Евразия" не есть евразийский орган). Париж, 1929.

стр. 150

1925 г. "О контрразведывательных операциях "Ярославец" и "Трест"" следует, что еще до создания в 1928 г. газеты "Евразия" большевики могли размещать в иностранной печати нужные материалы: "В Варшаве создается "Бюро Печати Евразия", через которое Трест сможет помещать во все эмигрантские газеты желательный ему материал. Следует заметить, что руководитель этого Бюро получает содержание от Треста, этот же руководитель является корреспондентом многих заграничных газет, а также 60-ти американских периодических изданий, таким образом, через него мы имеем возможность помещать желательные для нас сведения в заграничную прессу"26. По мнению В. А. Стырне, Трест настолько сросся с евразийством, что влияние большевиков в этом движении позволит провести через него любой вопрос, "а отдельные члены евразийского совета выполнят любое наше поручение и окажут нам всяческое содействие"27.

Поступила в редакцию 27.04.09

26 РГАСПИ. Ф. 76. Оп. 3. Д. 356. Л. 3 - 6 (цит. по: Политическая история русской эмиграции. 1920 - 1940 гг.: Документы и материалы. М., 1999. С. 250).

27 Там же (цит. по: Политическая история русской эмиграции. 1920 - 1940 гг.: Документы и материалы. М., 1999. С. 251).

Опубликовано 21 мая 2014 года


Главное изображение:


Полная версия публикации №1400686351 + комментарии, рецензии

LIBRARY.BY ВОЕННОЕ ДЕЛО КОНТРПРОПАГАНДИСТСКИЕ ДЕЙСТВИЯ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ ПО ВНЕДРЕНИЮ В ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО РУССКОЙ ЭМИГРАЦИИ В 1920-е гг.

При перепечатке индексируемая активная ссылка на LIBRARY.BY обязательна!

Библиотека не предназначена для использования детьми! International Library Network